Что такое слепая зона автомобиля и как ее контролировать?

Водитель видит не всё. Но знание и контроль слепых зон - залог того, что ваши манёвры будут безопасны для вас и других

Ирина Шергина

Инструктор автошколы Автоунивер
#ОБУЧЕНИЕ
Фотография с сайта Freepik
Зеркала заднего вида помогают контролировать ситуацию позади авто. Однако обзор остается все равно ограниченным — некоторые зоны просто не просматриваются, что создает опасность как для самого водителя, так и для других участников движения. Такие зоны называются слепыми.

В статье рассказываем, где находятся слепые зоны у легкового авто, и как их контролировать, чтобы исключить ДТП на дороге.

Что такое слепая и мертвая зоны

Не путайте слепую и мертвую зону автомобиля. Первое понятие относится к ограниченному обзору, второй термин — к углу поворота руля, при котором ТС все еще сохраняет прежнюю траекторию движения.

О мертвой зоне также говорится в ПДД и в автошколах во время обучения, только там ее называют официально — люфтом рулевого колеса. У легковых машин он не должен превышать 10 градусов.

Расположение слепых зон у легкового автомобиля

У легковых автомобилей 4 слепых зоны:

  • Первая — 1–2 метра перед автомобилем.
  • Вторая — примерно столько же позади автомобиля.
  • С левой и правой стороны автомобиля — 2 зоны, не просматриваемые в зеркала.
Рис.1 - Наглядная схема слепых зон.
☝️ Размер слепых зон напрямую зависит от высоты кабины и длины всего транспортного средства.

Так, они будут больше у легкового автомобиля с прицепом, еще крупнее — у грузовых авто. И опаснее всего находиться легковушке рядом с фурой, у водителя которой самый узкий обзор — он сможет протащить вас несколько метров по дороге, прежде чем заметит.

Как обнаружить слепую зону?

Самый простой способ — попросить водителю помощника пройти вокруг автомобиля. Следите за тем, как человек появляется и пропадает в зеркалах заднего вида.

Если он начинает двигаться от левого борта машины:

  • Сначала водитель будет видеть его в левом зеркале заднего вида.
  • Затем человек попадет в слепую зону, и по зеркалам его не будет видно совсем.
  • Потом он появится в центральном зеркале заднего вида, через некоторое время снова пропадет, появившись в правом боковом зеркале.

А как узнать, находитесь ли вы в опасной зоне по отношению к другому авто — легковому, пассажирскому или грузовику?

Просто посмотрите на боковое зеркало машины. Видите в нем лицо водителя? Нет? Значит, он вас тоже не видит — вы в опасности.

Как водителю контролировать слепые зоны

Согласно правилам дорожного движения, водитель не должен начинать маневр, будь то начало движения, перестроение, обгон, остановка, не убедившись в его безопасности. Это значит, что он обязан оценить обстановку вокруг машины — спереди и сзади, по бокам.

Но каким бы хорошим ни было зрение у водителя, некоторые зоны он все равно не сможет просмотреть со своего места с помощью зеркал или через окно. Что же делать?

Обучение
вождению всего за 8500 ₽
Сеть ответственных автошкол
Оставьте заявку и получите скидку от 2 000 до 6 000 рублей.

Общие рекомендации

Еще при обучении в автошколе дают следующие рекомендации. Чтобы не создать аварийную ситуацию на дороге из-за ограниченного обзора, прислушайтесь к советам:

  • Настройте центральное и боковые зеркала заднего вида правильно. При правильной настройке по бокам вы должны видеть не только пространство справа и слева, но и заднюю часть машины.
  • Внимательно следить за сигналами поворотников транспортных средств и подавать их самому заранее, чтобы предупреждать о намерении совершить маневр заблаговременно.
  • Не делайте резких маневров, не повышайте скорость, если сами находитесь в слепой зоне. Увеличение дистанции поможет выйти из нее.
  • Учитывайте, что другие участники движения могут быть недостаточно опытны.
  • Обходите машину перед началом движения, особенно если выезжаете задом — важно убедиться, что препятствий нет.
  • Перед маневрированием нагнитесь и обернитесь — при изменении положения корпуса зоны становятся контролируемыми.

Также следует приоткрывать окно и выключать музыку, чтобы компенсировать ограниченную видимость в зеркалах заднего вида звуковой информацией — по шуму шагов, двигателя можно понять, что по близости пешеход или ТС.

Важно! Особое внимание слепым зонам уделяется в автошколах при обучении водителей категории C и D. Ведь у них самый маленький обзор.

Дополнительные зеркала

Расширить обзор помогает установка дополнительные зеркала — сферические, параболические, электрохромные и другие модели. Обратите внимание, что дополнительные зеркала искажают пространство до объекта — может казаться, что он находится далеко. Это важно учитывать при перестроении.

Видеоконтроль

Если установить камеру, направленную на слепую зону, вы будете видеть всех участников движения в ней на дисплее. Обычно камеру с парктроником ставят сзади машины, чтобы контролировать ситуацию при движении задним ходом на парковке.
Рис.2 - Как работает видео-контроль заднего хода на парковке

Электронные системы контроля

Это современные системы, которые используют для обнаружения объектов в необозреваемых участках датчики движения. Как только перед ним появляется движущийся объект, сработает сигнал. И вы сможете маневрировать, учитывая присутствие рядом другого участника дорожного движения.

Обучение в автошколе "Автоунивер"

Автошкола "Автоунивер" в Москве готовит уверенных в себе водителей категорий А и В.

✅️Особое внимание при обучении уделяется безопасности управления транспортным средством. Поэтому преподаватели и инструкторы обязательно рассказывают о слепых зонах и способах их контроля. Это поможет избежать на дорогах многих аварий.

Чтобы записаться на обучение в "Автоунивер", выберите подходящий тариф с учетом категории водительских прав, которые вам нужны. По желанию, можете выбрать наиболее близкий к дому или работе филиал (например, автошколу на Проспекте Вернадского). Затем оставьте заявку на сайте онлайн и ожидайте обратной связи.

  • Понятные лекции.
  • Возможность задавать вопросы преподавателю 24/7.
  • Вождение с инструктором в вашем районе.
и получите три урока бесплатно.
Начните онлайн-обучение теории ПДД уже сегодня

Также интересно